News

Voice of Russia: “Антипрезентация” Натальи Гончаровой

“Антипрезентация” – под этим названием в Москве состоялось представление вышедших в Великобритании и Франции книг о выдающейся русской художнице начала XX века, представительнице русского авангарда Наталье Гончаровой. Новые издания, по мнению российских специалистов, – очередной пример фальсификаций в искусстве.

“Недобросовестная работа” – это самое мягкое определение, вынесенное монографии Эндрю Партона и особенно – труду Дениз Базету, который претендует на звание полного каталога произведений Натальи Гончаровой. Обе книги – всего полторы тысячи иллюстраций – буквально нафаршированы подделками сомнительного качества. Ни у одной из фальшивок, представленных как работы из некоего “частного собрания”, нет внятной выставочной истории, или, как говорят специалисты, провенанса. “Издания не просто разочаровали – они вызвали шоковую реакцию, особенно если знать, что и без них русский авангард окружен сегодня атмосферой махинаций”, – заметила эксперт московской Третьяковской галереи Ирина Вакар.

“Я не могу сказать, как, кем они изготовлены и что это – сознательная фальшивка или вольная копия. Но то, что это не рука Гончаровой, видно невооруженным глазом, – утверждает Ирина Вакар. – Конечно, надо проводить экспертизу, но не будем лукавить: специалист превосходно понимает качество вещей – рисунка, композиции. Все эти вещи к тому же компилятивны: в них собраны детали из разных картин, иногда очень наивным способом, так что произведения кажутся пародиями и нередко вызывают смех. Кроме того, муссируется качество, которого у Гончаровой не было: здесь предстает художник, который постоянно повторяет свои находки! Гончарова никогда не была коммерческим автором, склонным плодить вещи, которые “хорошо пошли”, – художники русского авангарда вообще дистанцировали себя от такой деятельности. Так что книга Партона искажает облик художницы, которую мы любим. В каталоге-резоне Дениз Базету прослеживается та же тенденция, а количество сомнительных вещей увеличено значительно: их около трехсот! Так что речь идет не о чьей-то личной ошибке, а о массированной атаке на русский авангард”.
Авторы книг, выступающие знатоками творчества Натальи Гончаровой, ни разу не обратились в Третьяковскую галерею, где хранится самое большое собрание работ художницы – около тысячи живописных и графических произведений, а также личный архив. Английский галерист и знаток русского искусства Джеймс Баттервик считает, что в этом проявляется”высокомерное небрежение к России и ее экспертам”.

“Уровень высокомерия фантастический, – говорит Джеймс Баттервик. – После того, как я увидел в Галерее Тейт в Лондоне книгу с фальшивкой уже на обложке, я тут же позвонил в издательство и сказал: вы участвуете в преступлении, потому что вашу книгу сейчас покажут покупателям как настоящее исследование! Но абсолютно никакой реакции не было – надо мной просто посмеялись. И мне как представителю Запада стыдно перед Россией и перед великой художницей. Это сравнимо с тем, как если бы русский искусствовед писал монографию об Уильяме Тернере, безвыездно сидя в Москве, и вдруг нашел бы какие-то новые фантастические работы английского художника”.

Всемирно известный специалист по русскому авангарду искусствовед Андрей Сарабьянов оценивает происшедшее еще более резко – как преступный умысел.

“Уже давно русское искусство заполонили фальшивки, но такой дерзкой акции еще не было, – говорит он. – Когда я увидел книгу Партона, меня охватило чувство дикого возмущения. Бедный русский авангард! Сначала его травили в 20-е годы у нас в стране – картины загоняли в запасники, сжигали, а теперь его, совершенно с другой стороны, начинают превращать в какую-то коммерческую историю и этим наносят непоправимый ущерб образу всего русского искусства. Это история абсолютно криминальная, и к ней надо относиться как к преступлению”.

Да, криминал, причем замешанный на очень больших деньгах, так считает предприниматель и авторитетный коллекционер Петр А́вен:

“Хотя Гончарова еще и не самая известная художница, она – самая дорогая женщина-художница в мире, – поясняет Петр А́вен. – Больше 10 миллионов долларов в прошлом году было отдано на аукционной продаже за картину “Сбор яблок”! И то, что мы сегодня видим, – реакция на эту самую дороговизну. В последние годы четыре русских художника-авангардиста оказались в центре внимания, на мой взгляд, организованной преступной группы. Это Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Александра Экстер и Ксения Пу́ни, которых сознательно стали массово фальсифицировать, когда цены на них сильно пошли вверх. За этой преступной группой стоят люди во Франции и в Швейцарии, которые заказывают подделки. Они же нанимают и авторов вот таких книг, которые легитимизируют поток подделок”.

За преступлением должно последовать наказание, но разрешить ситуацию силами только российской стороны невозможно. Обратиться для начала к французским правоохранительным органам – таково решение главы Росохранкультуры Виктора Петракова:
“Нет сомнения, что за этим так же, как за рядом подделок, уже выброшенных на наш рынок, стоит транснациональная, а может, и не одна, преступная группа. В нее определенно входят опытные искусствоведы, работающие на рынке искусства и помогающие тому, чтобы “перелицованные” вещи попадали к нам. Мы, совместно с Министерством культуры РФ, намерены от имени государства обратиться в компетентные органы Франции с тем, чтобы люди, которые пытаются ввести в заблуждение общественность и нашей страны, и зарубежных коллекционеров, преследовались по закону в уголовном порядке”.

Read the full article